Новости

Стеклянный козырек на Станции Юракутё в Токио

Одним из наиболее интересных стеклянных конструкций такого типа в мире считается стеклянный козырек на Станции Юракутё в Токио.

стеклянные козырьки и навесы

Неподалеку от Токийского международного форума – одного из крупнейших бизнес центров Японии – находится железнодорожная станция Юракутё. Наиболее примечателен вход на станцию: его украшает и «защищает» одновременно инновационный стеклянный козырек, созданный ирландским архитектором Тимом Макфарлейном. Этот козырек, возможно, внешне не отличается монументальностью и не бросается в глаза обывателю, но эта стеклянная конструкция – настоящее чудо архитектуры. Уникальность и инновационный аспект стеклянного козырька в Токио заключается в том, что навес состоит полностью из стекла без применения каких-либо поддерживающих металлических конструкций. История создания этого козырька из стекла долгая и нелегкая, поскольку идея Макфарлейна преодолела немало противоречий и препятствий, прежде чем, наконец, воплотиться в жизнь.

навесы из стекла

Компания, ответственная за оформление входа на станцию Юракутё, изначально отказалась от идеи возведения стандартного стеклянного навеса, поддерживаемого металлической конструкцией. Такое решение объясняется тем, что этот козырек из стекла выглядит как часть Токийского международного форума Рафаэля Виньоли: муниципальные власти Токио не дали разрешения на перенесение входа на железнодорожную станцию. Поэтому он располагается вплотную с бизнес центром. А новый стеклянный козырек мог бы ограничить видимость  и испортить вид из окна первых этажей форума. 18 вариантов конструкции козырька были категорически отвергнуты заказчиком, что и стало причиной поиска более радикальных и инновационных идей.

Основная сложность в создании полностью стеклянной конструкции состоит в том, что отсутствуют общеизвестные стандарты, определяющие допустимые нагрузки на стекло как материал, которые бы позволили с абсолютной уверенностью определить безопасность той или иной конструкции из стекла без проведения испытаний. Отсутствием таких общепринятых стандартов объясняется некий «страх» строительных компаний и архитекторов перед использованием стекла в строительстве, неуверенных в прочности конструкции.

Решение, впоследствии и воплощенное в жизнь, предложил Макфарлейн. Его проект состоял из нескольких стекол, составляющих стеклянный навес, общая длина которого 10,6 метров, поддерживаемых стеклянными консолями. Они, в свою очередь, состоят из нескольких стеклянных «балок», соединенных между собой. В итоге поддерживающие консольные балки, находящиеся в основе стеклянного навеса, состоят из четырех стеклянных деталей, а консоли, располагающиеся на окончании козырька, – только из одной поддерживающей панели.навесы из стекла токио

Архитектор Макфарлейн понимал, что соединять консольные детали с помощью клея нельзя, поскольку при нагрузке это может способствовать разрушению стеклянного козырька. Соединение консольных панелей между собой и крепление их к самому козырьку в четырех точках при помощи нержавеющих болтов, помогающих правильно распределить нагрузки на консольные стеклянные панели, выглядело единственным возможным вариантом. Такое решение – абсолютная инновация, поскольку еще ни одна стеклянная конструкция длинной в десять метров не держится на креплении, состоящем из нескольких болтов. В итоге Макфарлейн использовал несколько видов креплений: болты диаметром 40 мм соединяют между собой консольные панели, Т-образные крепления соединяют консоль с самим навесом и V-образные крепления, которые находятся в основании козырька и закрепляют его по всей ширине к горизонтальной опоре. Все крепления выполненные из нержавеющей стали.навесы из стекла токио

Конечно, в компании застройщика (известной японской компании «Асахи Гласс») к идее Макфарлейна отнеслись с резким недоверием. Не нужно забывать, что Япония и Токио в частности – регионы, подверженные землетрясениям и тайфунам. Но проекту британского архитектора дали шанс, выделив 80 000 долларов на испытания для определения прочности такого стеклянного козырька – проект требовал, чтобы конструкция выдерживала нагрузки в одну тонну. В результате испытаний, которые проводились компанией «Фирман Гласс» в Лондоне, было выявлено, что при правильном расположении креплений и удачном распределении нагрузок, максимальные нагрузки, не вызывавшие разрушение стекла, составляли 19 тон, а средний показатель допустимых нагрузок колебался в пределах от 6 до 10 тонн, что во много раз превышало требования проекта. За четыре года своего существования стеклянный козырек Макфарлейна пережил два больших тайфуна и землетрясение, оцененное в шесть баллов по шкале Рихтера.

Стеклянный козырек в Токио прославил Тима Макфарлейна на весь мир, а его творение было высоко оценено архитекторами и инженерами.